Категории
Выжимной подшипник, назначение, устройство, разновидности
Сцепление – важный узел в конструкции многих машин и механизмов, в которых осуществляется передача крутящего момента от источника энергии к исполнительным механизмам. Задача сцепления во всех подобных типах устройств – обеспечить передачу крутящего момента, а также разъединение валов для последующей остановки или изменения режима функционирования. Это достигается за счет работы дисков сцепления, управление которыми осуществляется благодаря применению выжимного подшипника.
Данный сборочный узел размещается в системе сцепления между корзиной и приводным механизмом. Главная функция выжимного подшипника – обеспечение необходимой величины давления на лепестки корзины. Такое давление требуется обеспечить, чтобы можно было включить сцепление и разъединить диски.
В процессе эксплуатации выжимной подшипник, в отличие от других аналогичных типов устройств, перемещается сразу в двух направлениях. Радиальное вращение осуществляется за счет передаваемого усилия от вала коробки передач, а поступательное перемещение происходит под воздействием прикрепленной к муфте вилки сцепления.
Фактически, это классический вариант упорного шарикоподшипника.
В конструкции силовых машин и механизмов, где есть сцепление, используется 2 вида подшипников: обычные роликовые / шариковые или гидравлические. Первые приводятся в действие за счет механического (как правило, прямого воздействия), вторые работают под воздействием гидропривода (система работает аналогично тормозной).
Сами подшипники выжимные подразделяются на 2 группы: качения и скольжения. Каждая из групп деталей работает по своему принципу. Для подшипника качения – это принцип трения качения, а во втором случае используется подшипник, у которое именно скольжение является основным видом движения. Конструкция таких устройств, независимо от индивидуальных параметров и производителя, идентична:
- внутренняя обойма;
- наружная обойма;
- шарики или ролики (используются в качестве основных тел качения);
- сепаратор, удерживающий элементы качения в заданном положении.
Еще одна классификация предусматривает разделение на радиально-шариковые и радиально упорные. Но выжимные подшипники – это комбинированные изделия, способные выполнять функции и радиального, и упорного подшипника. В результате их применения обеспечивается работа по восприятию разнонаправленных нагрузок, возникающих в подвижных соединениях.
Подшипники скольжения подразделяются на следующие категории:
- статически нагруженные;
- динамически нагруженные;
- радиальные;
- упорные;
- радиально-упорные.
Именно радиально упорные или буртовые подшипники способны воспринимать нагрузку и в осевом и в радиальном направлениях. Именно то, что необходимо для эффективной работы классического образца выжимного подшипника, устанавливаемого в сцеплении современного автомобиля.
Для изготовления выжимных подшипников используется специальная легированная сталь. Металл способен выдерживать высокие механические и температурные нагрузки, хорошо противостоит силе трения, обеспечивая длительную и надежную работу узла на протяжении всего определенного техническими условиями эксплуатационного ресурса. Периодически деталь выходит из строя и требует замены. Основные неисправности, на которые необходимо обратить внимание, чтобы точно диагностировать износ детали:
- - появление хруста, стуков и иных посторонних шумов в момент включения/выключения сцепления;
- - периодическое заклинивание педали или привода сцепления;
- - проваливание педали.
Надежность и долговечность эксплуатации выжимного подшипника напрямую зависит от скоростных и нагрузочных характеристик, которые заложены производителем на стадии изготовления. В настоящее время, для определения класса точности и иных параметров детали используются единые стандарты ГОСТ. Действующий в отношении подшипников нормативный документ – ГОСТ 520-2011. В зарубежной системе классификации используются иные стандарты: DIN и ISO.